Три стадии: Брахман, Параматра, Бхагават

Три стадии: Брахман, Параматра, Бхагават

Bhagavān

prakāśa-viśeṣe teṅha dhare tina nāma

brahma, paramātmā āra svayaṁ-bhagavān

prakāśa — проявлений; viśeṣe — в разнообразии; teṅha — Он; dhare — носит; tina — три; nāma — имени; brahma — Брахман; paramātmā — Параматма (Сверхдуша); āra — также; svayaṁ — Сам; bhagavān — Господь, Верховная Личность Бога

Перевод:

Поскольку Он проявляет Себя по-разному, Его называют безличным Brahman, вездесущей Paramātmā и Bhagavān, Изначальной Личностью Бога.

Комментарий:

Шрила Джива Госвами в «Бхагават-сандарбхе» объясняет смысл слова Bhagavān.

 Господь, Личность Бога, исполнен всех энергий, доступных и недоступных пониманию, поэтому Он — абсолютное Высшее Целое. 

Безличный Brahman, лишённый такого многообразия энергий, представляет собой лишь частичное проявление Абсолютной Истины. 

Слово Bhagavān начинается со слога bha, что означает «вседержитель» или «хранитель». Следующий слог ga означает «руководитель», «ведущий» или «творец». Va означает «обитающий» (все живые существа обитают в Верховном Господе, и Верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). 

Слово Bhagavān вмещает в себя все эти понятия и указывает на обладание неограниченным потенциалом знания, энергии, силы, богатства, могущества и влиятельности, свободных от какого-либо несовершенства. Только тот, кто обладает безграничными энергиями, может быть вседержителем, способным хранить всё сущее. 

Современная цивилизация построена на научных разработках, порождённых незаурядными умами многочисленных учёных. Однако можно только вообразить, сколь громаден интеллект того, кто создал силу тяготения бесчисленных планет и бескрайний космос, в котором они парят. 

Если представить, какой требуется разум, чтобы выводить на орбиту искусственные спутники, то можно избавиться от сомнений по поводу существования гигантского разума, стоящего за устройством многочисленных планетных систем. Нет никаких оснований сомневаться в том, что огромные планеты вселенной парят в космическом пространстве, повинуясь замыслу высшего разума. Об этом ясно сказано в «Бхагавад-гите» (15.13), где Личность Бога говорит: «Я пронизываю Собой все планеты и Своим могуществом удерживаю их на орбитах».

 Если бы Господь не удерживал планеты на их орбитах, они разлетелись бы, как пыль по ветру. Современные учёные могут лишь строить догадки относительно невообразимой силы Личности Бога.

Качества, описываемые слогами bha, ga и va, проявляются по-разному.

 Господь хранит и поддерживает всё сущее через Своих могущественных представителей, но Своих преданных Он оберегает и поддерживает Сам, подобно царю, который лично заботится о своих детях, а заботы о своих подданных возлагает на плечи государственных служащих. 

Господь направляет преданных, о чём можно узнать из «Бхагавад-гиты», где говорится, что Он лично наставляет Своих любящих преданных, помогая им уверенно продвигаться по пути преданности и достичь царства Бога. 

Являясь высшей целью для Своих бхакт, Он принимает их поклонение.

 И ради блага преданных Он создаёт ситуации, которые позволяют им развить трансцендентную любовь к Нему. Порой Он забирает у преданного всё, к чему тот привязан, лишает его какой-либо материальной опоры, и преданному не остаётся ничего иного, как полностью положиться на Господа. Тем самым Господь помогает преданному продвинуться по духовному пути.

Господь напрямую не связан с творением, поддержанием и разрушением материального мира: Он извечно наслаждается духовным блаженством в кругу Своих спутников, проявленных Его внутренней энергией. 

Как источник материальной природы и пограничной энергии (живых существ), Он предстаёт в облике puruṣa-avatara, таких же могущественных, как Он Сам. Все они относятся к категории bhagavat-tattva, ибо неотличны от изначальной Личности Бога. 

Живые существа, бесконечно малые частицы Господа, в качественном отношении тоже неотличны от Него. Они посланы в материальный мир вкусить мирских наслаждений и утолить свою жажду независимости, но даже в нём они подчинены высшей воле Господа. Господь в облике Сверхдуши наблюдает за тем, как живые существа получают возможности для материальных наслаждений. В этой связи можно привести пример ярмарки. Горожане съезжаются на открывшуюся ярмарку ради развлечения, и власти направляют туда своего представителя, наделённого всеми полномочиями, поэтому его присутствие на ярмарке равносильно присутствию самих властей. С закрытием ярмарки необходимость в таком чиновнике отпадает, и он возвращается домой. Роль Paramātmā подобна роли такого чиновника.

Неверно думать, будто живое существо

0
ARTZINE Арт Di ARTZINE Арт Di 9 месяцев назад #

Духовность, мир рая, брахман и другие стадии. Кришна как высший из высших

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.